- Еда
- — хорошо известная нам пища. Мы часто не задумываемся над ее культурной ролью. Первоначально пища носила исключительно природный характер. Первобытные люди потребляли в пищу все, что было съедобным. Например, Б. Поршнев обосновал теорию о становлении человека из-за того, что он был вынужден питаться длительное время скелетами крупных травоядных, мясо которых пожирали более сильные хищники.
Еда в значительной мере позволяет разрешить противоречие «природа —культура». Ряд антропологов считает, что культура совпадает в своем развитии с эволюцией состава пищи от сырого или даже человеческого мяса к вегетарианству. С этим можно соглашаться или нет, но можно заключить, что изменение культуры приводит к изменению рациона питания. Вспомним, что в нашей стране при социализме пытались создать унифицированную систему рационального питания, которая привела к тому, что дети, например, возненавидели еду.
В древности культурные моменты фиксировались в кулинарно-пищевом коде. Так, различалась своя и не своя еда, женская и мужская; бытовая и праздничная, а также культовая. Можно выделить «пищу богов», «хлеб дьявола», «пищу мертвых» и т. д. Существовали пищевые запреты, в определенных культурах близки или сливаются запрет на кровосмешение в половой жизни и каннибализм (поедание людей).
В христианстве, других современных религиях самым распространенным явлением можно считать употребление постной и культовой пищи. Во многих религиях исповедывается вегетарианство. Сакральный (священный) мотив в еде силен до сих пор.
Во внерелигиозной пище до самого последнего времени пытались найти рациональность (калорийность, состав). Практика показывает, что диеты очень важны для сохранения здоровья. Можно предположить, что взгляды на еду скоро очень сильно изменятся.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.